Положение школьный информационный библиотечный центр

требованиями.
1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШИБЦ
1.1.
Цель ШИБЦ – обеспечение современных условий обучения и воспитания как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации.
1.2.
Задачи ШИБЦ
1.2.1. Обеспечение информационно-библиотечного сопровождения реализации основных образовательных программ ОО.
1.2.2. Организация комплексного информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
1.2.3. Содействие в поддержке государственного и родного языка.
1.2.4. Формирование у пользователей навыков независимого библиотечного
поведения и содействие в развитии навыков самообразования.
1.2.5. Формирование и развитие у обучающихся читательской грамотности и
культуры; организация информационно-библиотечной работы в целях духовнонравственного, гражданского и трудового воспитания обучающихся.
1.2.6. Содействие в развитии творческих способностей, социализации личности, профориентации обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
1.2.7. Формирование основного и дополнительного фондов в соответствии с
профилем учебной и методической деятельности ОО и информационными потребностями пользователей.
1.2.8. Организация библиотечной внеурочной образовательной деятельности в
рамках реализации образовательной программы ОО.
1.2.9. Участие в работе МО школьных библиотек и центров их методической
поддержки.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ШИБЦ
2.1. Информационно-методическая функция
формирование основных и дополнительных ресурсов ОО как единого справочно-информационного фонда;
комплектование единого фонда ШИБЦ учебными, научными, научнопопулярными, художественными документами;
создание информационной и библиотечно-библиографической продукции в
целях удовлетворения информационных потребностей ОО;
разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и т.п.), библиографических обзоров;
оказание поддержки (консультативной, практической, индивидуальной,
групповой, массовой) пользователям ШИБЦ в решении информационных задач,
возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности;
разработка текущих и перспективных планов работы ШИБЦ и развития системы информационно-библиотечного обслуживания в ОО;
осуществление взаимодействия с другими организациями, имеющими ин-

формационные ресурсы.
2.2. Образовательная функция
организация информирования пользователей о ресурсах ШИБЦ;
организация доступа к информации и поддержка учебной деятельности посредством использования телекоммуникационных технологий;
обучение технологиям информационного самообслуживания;
организация процесса информационно-библиотечного обслуживания посредством элементов обучающего характера (индивидуальные и групповые консультации, практические советы, показ технологических аспектов работы с информацией);
осуществление комплексной поддержки образовательной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС.
2.3. Культурно-просветительская функция
организация массовых мероприятий, ориентированных на формирование
информационной культуры школьников;
поддержка деятельности обучающихся в области создания информационных продуктов социальной и культурной направленности;
организация практических занятий культурно-просветительской направленности;
осуществление проектов, способствующих становлению информационного
мировоззрения современных педагогов и школьников.
2.4. Профориентационная функция
организация бесед, лекций, просмотра видеофильмов профориентационной
направленности;
организация выставок профориентационной направленности.
2.5. Справочно-библиографическая (каталогизация информационных
ресурсов)
организация и ведение справочно-библиографического аппарата ШИБЦ,
включающего традиционные каталоги, электронный каталог, банк данных по
профилю ОО;
формирование единого фонда документов, создаваемых в ОО (папокнакопителей документов и их копий, публикаций и работ педагогов, лучших
научных работ и рефератов обучающихся);
организация единого фонда как совокупности фондов книгохранения и
учебных кабинетов;
управление единым фондом с целью оптимизации объема, состава и эффективности его использования;
пополнение фондов за счет автоматизированных информационных ресурсов
сети Интернет, баз и банков данных других организаций.
2.6. Досуговая функция
оказание информационной поддержки участникам образовательных отношений в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и
читательской культуры личности;

оказание содействия членам педагогического коллектива и администрации в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD- DVD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр).
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШИБЦ
3.1. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда ШИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности ШИБЦ несет директор лицея в соответствии с
Уставом.
3.2. Режим работы ШИБЦ определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательной организации. При определении режима работы ШИБЦ предусматривается выделение:
двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
одного раза в месяц на проведение санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
не менее одного раза в месяц на методическую работу.
3.3. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством ШИБЦ ОО взаимодействует с другими
школьными ШИБЦ региона (горизонтальное взаимодействие) и библиотеками
вне региона.
3.4. Организация деятельности школьного информационно-библиотечного
центра должна предусматривать наличие следующих пространственнообособленных зон различных типов, которые обеспечат выполнение основных задач и функций:
зону для получения информационных ресурсов во временное пользование
(зона абонемента);
зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона читального зала и медиатека);
зону для коллективной работы, проектной и исследовательской деятельности с гибкой организацией пространства;
презентационную зону для организации выставок и экспозиций;
рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий,
организации открытой библиотеки;
зону хранения фондов.
УПРАВЛЕНИЕ ШИБЦ
4.1. Общее руководство деятельностью ШИБЦ осуществляет директор образовательной организации.
4.2. Непосредственное руководство ШИБЦ осуществляет заведующий
библиотекой или педагог-библиотекарь (в зависимости от действующего штатного расписания). Руководитель ШИБЦ принимает участие в деятельности педагогического совета.
4.3. Руководитель ШИБЦ разрабатывает и предоставляет на утверждение
директору образовательной организации следующие документы ШИБЦ:
4.

положение о ШИБЦ; правила пользования ШИБЦ;
планово-отчетную документацию;
правила пользования учебниками и учебными пособиями;
технологическая документация.
4.4.
Трудовые отношения работников ШИБЦ регулируются Трудовым кодексом РФ. Руководитель ШИБЦ несет полную ответственность за результаты деятельности ШИБЦ в пределах своей компетенции.
4.5.
ОО обеспечивает ШИБЦ:
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с действующими нормами и требованиями;
материально-техническое оснащение зон ШИБЦ в соответствии с действующими нормами и требованиями;
условиями, обеспечивающими сохранность материальных ценностей ШИБЦ;
5.
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УСЛУГ
5.1. Показатели качества предоставляемых услуг
Развитие библиотечного и библиографического и информационного обслуживания пользователей ШИБЦ:
- число библиотечных единиц и документов, выданных обучающимся;
- число библиотечных единиц и документов, выданных педагогическим работникам;
- доля библиотечных единиц и документов, выданных обучающимся,
от общего объема фонда;
-доля библиотечных единиц и документов, выданных педагогическим
работникам, от общего объема фонда;
- доля удовлетворенных запросов обучающихся от общего числа их
запросов;
-доля удовлетворенных запросов педагогических работников от общего числа их запросов;
- отношение количества книговыдач на одного обучающегося;
- отношение количества книговыдач на одного педагогического работника;
- отношение количества посещений на 1 обучающегося;
Повышение эффективности формирования и учета фондов ШИБЦ:
- объем поступлений учебных пособий;
- объем поступлений учебных пособий для лиц с ОВЗ;
- объем поступлений программных произведений;
- объем поступлений патриотической литературы;
- объем поступлений документов в ШИБЦ;
- отношение объема фонда к числу обучающихся ОО.
Развитие культурно- просветительской деятельности:
- число публичных лекций, мастер-классов, презентаций, выставок,
библиотечных уроков;
- число фестивалей, конкурсов олимпиад;

- число конференций, семинаров круглых столов, мастер-классов;
- доля
обучающихся
ОО,
привлеченных
к
культурно-

просветительским мероприятиям.
5.2. Критерии оценки деятельности сотрудника ШИБЦ:
- сохранение и увеличение основных показателей работы;
- педагогическая, проектная и исследовательская деятельность;
- участие в профессиональных конкурсах;
- участие в профессиональных движениях (в том числе общественных);
- подготовка и участие читателей в читательских конкурсах;
- методическая деятельность;
- наличие публикаций;
- своевременное представление отчетов, выполнение запросов;
- сохранность фонда;
- наличие авторских программ внеурочной образовательной деятельности;
- наличие поощрений, грамот, дипломов, благодарностей, сертификатов;
- регулярное повышение квалификации;
- наличие электронной страницы на сайте лицея, сайта, блога;
- удовлетворенность пользователей качеством библиотечных услуг.
6.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШИБЦ
6.1. ШИБЦ имеет право:
самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей
деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением о ШИБЦ и особенностями образовательных программ;
определять источники комплектования основного и дополнительного
фондов; изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с
действующим законодательством и порядком исключения документов, согласованным с директором лицея;
входить в библиотечные объединения в установленном действующим
законодательством порядке;
участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных,
региональных и муниципальных программ развития библиотечного дела.
6.2. ШИБЦ обязан:
соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы;
формировать фонды в соответствии с утвержденным федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего
образования, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
обеспечить правильную организацию фондов и каталогов;
обслуживать пользователей в соответствии с действующим законодательством; не использовать сведения о пользователях и их читательских запросах,
кроме случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечно-информационного обслуживания;

обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами ШИБЦ;
информировать пользователей о видах предоставляемых ШИБЦ услуг;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ШИБЦ
9.1. Права пользователей ШИБЦ:
право доступа в ШИБЦ имеют все участники образовательных отношений; порядок доступа к информационным ресурсам отдельных категорий пользователей, не являющихся обучающимися и работниками, определяется Правилами
пользования ШИБЦ.
пользователи имеют право бесплатно получать: информацию о наличии в ШИБЦ конкретной библиотечной единицы или документа, сведения о составе информационных ресурсов ШИБЦ через систему каталогов и другие формы информирования, консультационную помощь в
поиске и выборе источников информации, любую библиотечную единицу или документ из фондов ШИБЦ во временное пользование в рамках абонемента или читального зала.
9.2. Ответственность пользователей ШИБЦ:
пользователи обязаны соблюдать Правила пользования ШИБЦ;
пользователи, нарушившие Правила пользования ШИБЦ и причинившие ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования
ШИБЦ, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования ШИБЦ и действующим законодательством.


Наверх

Солнце в аистовом гнезде

Волонтеры нашей школы активно помогали в проведении фестиваля "Солнце в аистовом гнезде"

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».