РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: Рациональное питание школьника
31.08.2022
Важнейший период жизни человека - школьный возраст,
пора от 7 до 17 лет, время физического, интеллектуального, нравственного
становления и активного развития. В современном мире именно школьники принимают
на себя и вынуждены перерабатывать все возрастающее давление информационного
потока, воздействующего на них не только в школе, но и дома. Помимо школьной
программы многие дети и подростки дополнительно занимаются в кружках,
спортивных секциях. Для формирования и сохранения физического и психического
здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать
питание школьника.
Многие родители считают, что в деле устройства питания
школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Важно
знать и понимать принципы рационального питания и правила гигиены питания,
соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка.
- Четкий
режим питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов
в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед,
ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные
часы способствует полноценному усваиванию пищи и предотвращению
желудочно-кишечных заболеваний. Для учащихся первой смены оптимальными
будут следующие часы приема пищи: Первый завтрак – дома в 7.00 – 8.00;
Второй, завтрак – 10.30-11.00; Обед – в13.00 – 14.00; Полдник – в 16.30 –
17.00; Ужин – 19.00-20.00не позже, чем за полтора часа до сна. Для детей,
обучающихся во вторую смену: Завтрак – 7.00-8-00; Обед – 12.00-12-30;
Полдник – 15-00; Ужин – 20-00 – 20-30
- Адекватная
энергетическая ценность рациона, полностью компенсирующая, но не
превышающая энерготраты ребенка, учитывающая возраст, пол, физическую
конституцию и, интеллектуальную физическую активность ребенка. В
зависимости от возраста, усреднено, совокупная энергетическая ценность
рациона должна соответствовать: 7-11 лет - 2300 ккал в день, 11-14 лет –
2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал.
- Сбалансированность
и гармоничность состава рациона по всем пищевым компонентам (белки, жиры,
углеводы, макро и микронутриенты). Содержание белков, жиров и углеводов
следует поддерживать в соотношении примерно 1:1:4 по массе и по
калорийности 10-15%:30%:55-60% соответственно. Содержание растительных и
животных белков должно быть в соотношении 2:3. Жиры - преимущественно
растительные.
- Обеспечение
разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно
должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные
блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла.
- Обеспечение
высоких органолептических и эстетических качеств блюд, составляющих
рацион, избегать монотонности и однотипности меню для предотвращения
приедаемости.
- Щадящая
кулинарная обработка, обеспечивающая микронутриентную сохранность
продуктов при приготовлении блюд (запекание, варка, приготовление на
пару), ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре.
- Приготовление
блюд преимущественно из свежих продуктов, с соблюдением сезонности,
допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты.
- Обеспечение
биологической безопасности питания.
- Обеспечение
достаточного временного резерва, для неспешного приема пищи. Необходимо
выделять не менее 20-30 минут для каждого основного приема пищи и 10-15
минут для перекусов.
- Если
организация питания, принятая в конкретной школе, не одобрена родителями,
необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим
пропускаемый прием пищи. Причем, при выборе перекуса, который ребенок
возьмет с собой в школу необходимо предусмотреть сохранность его свежести
на протяжении как минимум 4-5 часов. Соответственно, исключаются
скоропортящиеся компоненты. Важно продумать упаковку, которая сохранит
целостность перекуса в процессе (оптимально - пластиковый контейнер).
Можно взять с собой фрукт (яблок, груша, банан) и орехи 30-40 грамм,
бутерброд с сыром или запеченным мясом (важно - не использовать сливочное
масло и майонез, эти компоненты уменьшают срок хранения бутерброда),
дополнив его свежим огурцом или брусочками моркови. Несмотря на то, что в
школах обеспечен беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде
желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылочку питья
(холодный чай, морс, негазированная вода).
Наиболее распространённые ошибки в организации питания
школьника.
- Отказ
от завтрака. Отсутствие полноценного завтрака недопустимо для школьника.
Зачастую учащиеся мотивируют свой отказ от завтрака отсутствием аппетита и
ограничивают утреннюю еду чашкой чая. Но отсутствие аппетита утром возможно
только при нарушении режима дня или питания. Возможно, ужин был слишком
поздним или излишне плотным и калорийным. Другая ситуация - ребенок лег
спать слишком поздно, и утром предпочитает уделить время сну, пожертвовав
завтраком.
- Питание
преимущественно полуфабрикатами. Конечно, готовые блюда, которые нужно
только разогреть в микроволновой печи существенно облегчают жизнь
родителям. Но, такие блюда перенасыщены солью, животными жирами,
ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и
для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но
основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища.
- Использование
в качестве перекуса высокоуглеводистых продуктов. Красочно оформленные
сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные
чипсы, соленые орешки являются привлекательными для детей в силу своей
ценовой доступности и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор
при приобретении перекуса, дети чаще всего отдают предпочтение именно этим
продуктам. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового
питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например,
сухофрукты, орехи.
- Дефицит
употребления рыбы. В среднем Российский школьник ест рыбные блюда не чаще
двух раз в месяц. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю, для
обеспечения организма полноценным белком и йодом.
- Недостаточное
употребление овощей и фруктов. Желательно ежедневно употреблять не менее
300гр фруктов и 400гр овощей в день для обеспечения организма достаточным
количеством растительной клетчатки и витаминов.
- Употребление
кофеиносодержащих энергетических напитков. Часто этим грешат старшие
школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной
активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды
и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая
развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита
и язвенной болезни; выраженное стимулирующее действие кофеина на
центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость,
но, и может стать причиной развития судорожного синдрома.
Питание школьника при грамотной организации должно
обеспечить организм учащихся детей всеми пищевыми ресурсами, обеспечивающими
полноценное развитие растущего организма в условиях интенсивных
интеллектуальных нагрузок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.02.2021
Дата обновления: 31.08.2022
Дата публикации: 31.08.2022